Александр Куликов – зачем нам посещать коллективную Садхану?
Опубликовано: 03 марта 2015Йоги Бхаджан оставил нам инструкции о том, как практиковать утреннюю Садхану во время переходного периода к Эпохе Водолея, то есть до 2012 года. Мастер обозначил последовательность мантр для исполнения во время киртана, их продолжительность, дал рекомендации по позам и музыкальному сопровождению.
Он любил шутить. «Уколи, спровоцируй, вступи в конфронтацию и возвысь». Таков стиль общения учителя и ученика. В 2004 году он ушёл, оставив после себя в качестве завещания пустой лист. Дата завершения Садханы Эпохи Водолея провоцирует наш ум задавать вопросы и сомневаться: а что же дальше? Будет ли киртан работать? Может быть, индивидуальная практика будет более эффективной для меня?
Учитель Кундалини Йоги Александр Куликов (опыт преподавания с 1999 года) специально для сайта Федерации дал ответы на эти вопросы:
– Пустой лист – не предложение каждому делать свою Садхану. Потому что если каждый будет делать свою Садхану, у нас не будет коллективного поля. А если у нас не будет коллективного поля, парампара (цепь преемственности от учителя к ученикам, – прим. ред.) перестанет работать. Учение перестанет работать, потому что оно ведет нас через коллективное сознание. А в коллективном сознании должен быть единый стандарт Садханы, иначе у нас будет много индивидуальных садхан. Если у нас будет много индивидуальных садхан, то Учение Йоги Бхаджана перестанет жить, потому что оно проводит нас через групповое сознание. Такова база, таков фундамент Учения. От индивидуального ума через коллективный ко Вселенскому. И никак по-другому.
Если же каждый придумывает для себя свою собственную садхану, то тогда Учение Йоги Бхаджана распадается на множество разных учений, как канат распадается на множество ниточек, и сила традиции автоматически теряется ввиду своей распыленности. Тогда люди начнут искать эту силу в чем-то другом, и попадут туда, где этот канат сохраняется. Но это будет уже что-то другое – другие практики, другие стандарты. И эти стандарты могут быть далеко не самыми приятными.
Коллективная Садхана – это самый главный элемент Учения. Когда мы все вместе собираемся и поём – это самый стержневой компонент. А все вместе мы можем петь только то, что оставлено Мастером. Мы же не можем на каждой Садхане собираться и голосовать, что мы будем петь. Это невозможно.
Другой формат Садханы невозможен, во всяком случае, до тех пор, пока наше сознание не возвысится настолько, что каждым отдельным индивидуальным умом будет воспринято нечто новое как единственно правильное. Но это будет означать то, что мы уже попали на вселенский уровень. Т.е. наше коллективное сознание поднялось на вселенский уровень, потому что только со вселенского уровня что-то может спуститься в индивидуальный ум, что будет воспринято всеми.
Наша индивидуальная практика – это просто поддержание какого-то уровня. Наши индивидуальные усилия микроскопичны, и они нужны только для того, чтобы поддерживать некоторое состояние чистоты и готовности к чему-то большему. Только для этого. Индивидуальная практика в это время, в эту эпоху, в том месте, в котором мы живем, с тем окружением, не приспособлена для прорывов в сознании. Это невозможно. Люди удаляются в горы, медитируют в монастырях и всё равно возвращаются к своим же проблемам. А коллективный процесс должен иметь некий стержень. И этот стержень должен быть оставлен Мастером. И раз Мастер не оставил ничего другого, мы продолжаем пользоваться тем, что он оставил ранее.
Он любил шутить. «Уколи, спровоцируй, вступи в конфронтацию и возвысь». Таков стиль общения учителя и ученика. В 2004 году он ушёл, оставив после себя в качестве завещания пустой лист. Дата завершения Садханы Эпохи Водолея провоцирует наш ум задавать вопросы и сомневаться: а что же дальше? Будет ли киртан работать? Может быть, индивидуальная практика будет более эффективной для меня?
Ответ Учителя
– Пустой лист – не предложение каждому делать свою Садхану. Потому что если каждый будет делать свою Садхану, у нас не будет коллективного поля. А если у нас не будет коллективного поля, парампара (цепь преемственности от учителя к ученикам, – прим. ред.) перестанет работать. Учение перестанет работать, потому что оно ведет нас через коллективное сознание. А в коллективном сознании должен быть единый стандарт Садханы, иначе у нас будет много индивидуальных садхан. Если у нас будет много индивидуальных садхан, то Учение Йоги Бхаджана перестанет жить, потому что оно проводит нас через групповое сознание. Такова база, таков фундамент Учения. От индивидуального ума через коллективный ко Вселенскому. И никак по-другому.
Если же каждый придумывает для себя свою собственную садхану, то тогда Учение Йоги Бхаджана распадается на множество разных учений, как канат распадается на множество ниточек, и сила традиции автоматически теряется ввиду своей распыленности. Тогда люди начнут искать эту силу в чем-то другом, и попадут туда, где этот канат сохраняется. Но это будет уже что-то другое – другие практики, другие стандарты. И эти стандарты могут быть далеко не самыми приятными.
Коллективная Садхана – это самый главный элемент Учения. Когда мы все вместе собираемся и поём – это самый стержневой компонент. А все вместе мы можем петь только то, что оставлено Мастером. Мы же не можем на каждой Садхане собираться и голосовать, что мы будем петь. Это невозможно.
Другой формат Садханы невозможен, во всяком случае, до тех пор, пока наше сознание не возвысится настолько, что каждым отдельным индивидуальным умом будет воспринято нечто новое как единственно правильное. Но это будет означать то, что мы уже попали на вселенский уровень. Т.е. наше коллективное сознание поднялось на вселенский уровень, потому что только со вселенского уровня что-то может спуститься в индивидуальный ум, что будет воспринято всеми.
Наша индивидуальная практика – это просто поддержание какого-то уровня. Наши индивидуальные усилия микроскопичны, и они нужны только для того, чтобы поддерживать некоторое состояние чистоты и готовности к чему-то большему. Только для этого. Индивидуальная практика в это время, в эту эпоху, в том месте, в котором мы живем, с тем окружением, не приспособлена для прорывов в сознании. Это невозможно. Люди удаляются в горы, медитируют в монастырях и всё равно возвращаются к своим же проблемам. А коллективный процесс должен иметь некий стержень. И этот стержень должен быть оставлен Мастером. И раз Мастер не оставил ничего другого, мы продолжаем пользоваться тем, что он оставил ранее.